Конституционный суд РФ урегулировал правовую коллизию, связанную с возможностью увольнения начальников структурных подразделений компании, с которыми при трудоустройстве были заключены срочные трудовые договоры (далее ТД), по ч. 2 ст. 77 Трудового кодекса (окончание действия договора).
КС РФ было рассмотрено дело гражданки Н. которая была назначена на должность руководителя структурного подразделения организации (занимала должность начальника управления) и с которой руководитель заключил срочный трудовой договор, ссылаясь на абз. 8 ч. 2 ст. 59 ТК РФ. В нем указано на возможность заключения срочного ТД с руководителями и заместителями руководителей организаций всех форм собственности, а также главными бухгалтерами.
За счет отсутствия четко закрепленного законодателем трактования термина «руководитель», многие работодатели применяют его в и отношении начальников отделов, управлений и иных структурных подразделений компаний, заключая с ними ТД на определенный срок. Это дает руководителю дополнительное основания для увольнения по окончания срока действия соглашения.
КС РФ, рассмотрев заявления гражданки Н., пришел к следующему выводу. В соответствии со статьей 273 ТК РФ руководитель юрлица и его структурного подразделений обладают различным статусом, набором полномочий и выполняют разный по объему функционал. Также существенно разнятся их управленческие полномочия. За счет этого автоматически распространять нормы статей ТК РФ, касающихся руководителей организаций, на руководителей структурных подразделений нельзя.
КС РФ принял решение о признании неконституционным абз. 8 ч. 2 ст. 59 ТК РФ, так как содержащиеся в нем нормы допускают двойственное толкование статуса начальника структурного подразделения, и обязал законодателя внести правки. До изменения норм ТК РФ работодателям запрещено заключать с выше названными работниками срочные ТД, если для этого нет иных законодательно предусмотренных оснований, а также увольнять таких работников по истечении срока заключенных ранее ТД. Все действующие срочные ТД, основанием для установления срока действия которых выступал абз. 8 ч. 2 ст. 59, автоматически считаются заключёнными на неопределенный срок.