Программное обеспечение для родительского контроля за детьми в возрасте до 18 лет может использоваться родителями несовершеннолетних. К такому выводу пришел Конституционный суд РФ при рассмотрении жалобы жителя Приморского края, признанного виновным в сборе сведений о частной жизни своих родственников без получения на это их согласия. В ходе разбирательства было установлено, что гражданин собирал информацию посредством установленной на смартфон своего несовершеннолетнего ребенка ПО для осуществления родительского контроля. Программа давала возможность не только прослушивать находящихся вблизи со смартфоном людей, но и вести запись их разговоров.
Впоследствии данный гражданин использовал полученные таким образом аудиофайлы в судебном процессе о расторжении брака и в органах МВД для привлечения бывшей супруги к ответственности за причинение ребенку вреда. При этом против самого заявителя было возбуждено уголовное дело в связи с несанкционированным сбором сведений о частной жизни супруги и ребенка, несмотря на то, что действия заявителя были направлены на защиту законных интересов несовершеннолетнего.
В КС РФ истец обратился с целью признания положения п. 61 ст. 1 ФЗ от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ, вносящего в ч. 1 ст. 137 УК РФ поправки, не соответствующим Конституции РФ, если речь идет о получении информации об обеспечении интересов несовершеннолетнего и его благополучии.
КС РФ заключил, что программы родительского контроля, используемые с целью обеспечения безопасности несовершеннолетних, если полученные в результате прослушивания сведения не применяются для причинения вреда третьим лицам и при этом соблюдается баланс родительских прав, в том числе – прав отдельно проживающих от ребенка родителей, и права на неприкосновенность личной жизни, могут использоваться гражданами Российской Федерации.