Арбитражные суды трех инстанций, рассмотрев дело о частичном взыскании с поставщика предоплаты в связи с поставкой им продукции не в полном объеме, определили, что срок исковой давности исчисляется с момента, когда покупатель воспользовался правом истребовать возврат чрезмерно уплаченных им средств в сумме недополученного по договору поставки товара.
ВС РФ данное решение отменил. Экономическая коллегия указала, что в договоре на поставку указан конкретный срок, до истечения которого поставщик должен отгрузить продукцию. Таким образом, по окончании срока поставки покупателю становится известно о нарушениях поставщика и он вправе либо требовать возврата излишне уплаченной суммы, либо – допоставки товара. Таким образом, именно дата нарушения поставщиком обязательства по поставке товара в полном объеме и должна признаваться точкой отсчета срока исковой давности.
ВС РФ постановил, что при заключении договоров купли-продажи срок исковой давности по требованию о возврате переплаты за неполученный товар начинается с даты нарушения продавцом срока поставки товаров. Если стороны продлевают срок поставки товара или продавец признает нарушение и покупатель соглашается на передачу товара с просрочкой в соответствии со ст. 203 ГК РФ, срок исковой давности сдвигается.